Причины обводнения моторного масла в эксплуатации

 


Хазиев А.А., кандидат технических наук, доцент
Лаушкин А.В., инженер-ассистент

 

(Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного университета (МАДИ) №1(28) 2012, - М.; МАДИ, С. 63-67)

 

Введение

В последнее время участились случаи выхода из строя двигателей автомобилей, вызванные потерей работоспособности моторных масел. Лабораторный анализ отдельных образцов смазочных материалов, проведенный в Испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ, наряду со снижением щелочного числа, ухудшением вязкостно-температурных свойств моторных масел выявил в масле значительное количество воды: до 3…4 % при допустимом содержании воды в свежем масле 0.03%, в работавшем - до 0.5% воды [1].

Установлено, что проблема обводненности моторного масла проявляется в большей степени при эксплуатации автомобилей в зимнее время.

Представители автосервиса причинами изменения  физико-химических свойств моторного масла считают:

- низкое качество смазочных материалов;

- неграмотные действия (ошибки) владельцев автомобилей при доливке эксплуатационных жидкостей;

- тяжелые условия эксплуатации автомобилей.

Вода в моторном масле

Существует три пути попадания воды в масло:

- конденсат из воздуха;

- вода, попадающая в двигатель при сгорании топлива;

- вода, проникающая в систему смазки из системы охлаждения двигателя.

Не надо обладать глубокими техническими знаниями, чтобы понять, что если охлаждающая жидкость попадет в масло – это не пройдет незамеченным для автовладельца:

- недостаток охлаждающей жидкости вызовет перегрев двигателя и инициализацию контрольных ламп на панели приборов автомобиля;

- повысится уровень масла в двигателе;

- образуется эмульсия в поддоне картера двигателя;

- в систему смазки будет подаваться смесь моторного масла и охлаждающей жидкости, которая, не обеспечив необходимых смазывающих свойств, вызовет интенсивный износ и последующие стук и задиры деталей двигателя.

Рассмотрим возможные пути попадания воды в моторное масло при рядовой эксплуатации автомобиля.

Вода как продукт конденсации влаги воздуха

Рассчитаем массу воды, попадающей в моторное масло из воздуха. Относительная влажность окружающего воздуха обычно колеблется в диапазоне от 60 до 85%.

Относительная влажность окружающего воздуха представляет собой отношение парциального давления водяного пара к равновесному давлению насыщенного пара:

RH=(p/p*)∙100%,

где   RH – относительная влажность,

p – парциальное давление водяного пара, Па;

p* - равновесное давление насыщенного пара, Па.

Приводя к весовым единицам, относительная влажность - это отношение массовой доли влаги в воздухе к максимально возможному ее значению при данной температуре:

RH=(f/fmax)∙100%,

где     f – массовая доля влаги в воздухе, г/м3;

fmax – максимально возможное содержание влаги в воздухе, г/м3.

В табл.1 приведены значения максимальной абсолютной влажности при различных температурах окружающего воздуха [3].

Рассчитаем, сколько влаги попадет в рабочую смесь из воздуха.

При стехиометрическом сгорании, характерном для большинства современных автомобилей, на окисление 1 кг топлива требуется 14,7 кг воздуха.

 

 Таблица 1

Максимальная абсолютная влажность при различных температурах

Температура окружающего воздуха, t °C

−20

−10

0

10

20

30

Максимально возможное содержание влаги в воздухе fmax, (г/м³)

0,81

2,1

4,8

9,4

17,3

30,4

 

 Таблица 2

Плотность воздуха при различных температурах окружающего воздуха

Температура окружающего воздуха, t °C

−20

-10

0

10

20

30

Плотность окружающего воздуха ρ, кг/м³

1,3943

1,3413

1,2920

1,2466

1,2041

1,1644

 

 Таблица 3

Массовое содержание влаги в воздухе и масса воды, попадающая в двигатель из окружающего воздуха при сгорании 1 кг бензина

Температура окружающего воздуха, t °C

−20

−10

0

10

20

30

Массовое содержание влаги в воздухе kmax, г/кг

0.58

1.57

3.72

7.54

14.37

26.11

Масса воды, попадающая в двигатель из окружающего воздуха при сгорании 1 кг бензина, кг

0.009

0.023

0.055

0.111

0.211

0.384

 

 Для перевода из объемных единиц в массовые, воспользуемся плотностью воздуха (табл. 2) [4] и рассчитаем количество воды в 1 кг воздуха:

kmax=fmax/ρ, (г/кг),

где kmax – массовое содержание влаги в воздухе, г/кг.

Теперь, умножив kmax на стехиометрический коэффициент, узнаем, сколько воды попадет в двигатель в процессе сгорания 1 кг топлива. Все результаты представим в табл.3.

Таким образом, в зависимости от температуры при сгорании 1 кг бензина в двигатель из окружающего воздуха попадает от 0,009 до 0,384 кг воды.

Вода, попадающая в двигатель при сгорании топлива

И бензин, и дизельное топливо являются смесью различных углеводородов. Групповой состав предполагает наличие в бензине: предельных (алкановых), непредельных (алкеновых), циклических (циклоалкановых), в т.ч. с алкильными цепями, ароматических (ареновых) и ряда других углеводородов. Рассмотрим полное сгорание углеводородного топлива. Для этого составим уравнения химических реакций для различных групп углеводородов.

Предельные углеводороды имеют общую формулу CnH2n+2. Уравнения реакций сведем в табл.4. Для расчета содержания воды составим пропорцию:

         MHC, г/моль   – K∙Mводы, г/моль

         mHC, кг          –   mводы, кг,

где    MHC г/моль – молярная масса углеводорода;

K – количество молей воды;

Mводы = 18 г/моль – молярная масса воды;

mHC,– масса сгоревших углеводородов, принятая для расчета mHC, = 1 кг;

mводы, кг – масса воды, образовавшаяся в результате сгорания бензина, кг.

Тогда mводы = K∙18 / MHC.

Общий вид уравнения реакции горения предельных углеводородов:

CnH2n+2 + 0.5 (3n+1)O2 = nCO2 + (n+1)H2O,

MHC = 12n+1(2n+2) = 14n+2, г/моль,

K = n+1,

mводы=(n+1)∙18 / (14n+2) = (9n+9) / (7n+1), кг.

Результаты расчета для газообразных и жидких насыщенных углеводородов сведем в табл.4.

При сгорании углеводородов с большей длиной цепи выделяется меньше воды (рис. 1). Причем в бензине преобладают углеводороды с длиной цепи С6…С9, в т.ч. изомеризованных структур. При сгорании 1 кг таких углеводородов выделится от 1,406 до 1,465 кг воды.

Уравнение реакции горения непредельных углеводородов:

CnH2n + 1.5nO2 = nCO2 + nH2O

Подставим в пропорцию для определения количества воды значения, характерные для этой реакции:

MHC = 12n+1∙2n = 14n, г/моль

K = n

mводы = n∙18 / 14n = 9 / 7 ≈ 1,286 кг.

Следовательно, независимо от длины цепи непредельных углеводородов при их сгорании выделится одинаковое количество воды, равное 1,286 кг.

 

Таблица 4

Расчет содержания воды, выделяющейся при сгорании 1кг углеводородного топлива

Название

углеводорода

Уравнение реакции полного сгорания

углеводорода

MНС, г/моль

mводы, кг.

Метан

CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O

16

2.250

Этан

C2H6 + 3.5O2 = 2CO2 + 3H2O

30

1.800

Пропан

C3H8 + 5O2 = 3CO2 + 4H2O

44

1.636

Бутан

C4H10 + 6.5O2 = 4CO2 + 5H2O

58

1.552

Пентан

C5H12 + 8O2 = 5CO2 + 6H2O

72

1.500

Гексан

C6H19 + 9.5O2 = 6CO2 + 7H2O

86

1.465

Гептан

C7H16 + 11O2 = 7CO2 + 8H2O

100

1.440

Октан

C8H18 + 12.5O2 = 8CO2 + 9H2O

114

1.421

Нонан

C9H20 + 14O2 = 9CO2 + 10H2O

128

1.406

Декан

C10H22 + 15.5O2 = 10CO2 + 11H2O

142

1.394

Ундекан

C11H24 + 17O2 = 11CO2 + 12H2O

156

1.385

Додекан

C12H26 + 18.5O2 = 12CO2 + 13H2O

170

1.376

Тридекан

C13H28 + 20O2 = 13CO2 + 14H2O

184

1.370

Тетрадекан

C14H30 + 21.5O2 = 14CO2 + 15H2O

198

1.364

Пентадекан

C15H32 + 23O2 = 15CO2 + 16H2O

212

1.358

Гексадекан

C16H34 + 24.5O2 = 16CO2 + 17H2O

226

1.354

 

 
 

Рис. 1. Масса воды, выделившейся в результате сгорания различных углеводородов



Таблица 5

Расчет содержания воды при сгорании 1кг углеводородов

Название углеводорода

Уравнение реакции полного

сгорания углеводорода

MНС, г/моль

mводы, кг.

Пентин/Пентадиен

C5H8 + 7O2 = 5CO2 + 4H2O

68

1.059

Гексин/Гексадиен

C6H10 + 8.5O2 = 6CO2 + 5H2O

82

1.098

Гептин/Гептадиен

C7H12 + 10O2 = 7CO2 + 6H2O

96

1.125

Октин/Октадиен

C8H14 + 11.5O2 = 8CO2 + 7H2O

110

1.145

Нонин/Нонадиен

C9H16 + 13O2 = 9CO2 + 8H2O

124

1.161

Декалин

C10H18 + 14.5O2 = 10CO2 + 9H2O

138

1.174

Бензол

C6H6 + 7.5O2 = 6CO2 + 3H2O

78

0.692

Метилбензол

C7H8 + 9O2 = 7CO2 + 4H2O

92

0.783

Диметилбензол

C8H10 + 10.5O2 = 8CO2 + 5H2O

106

0.849

Нафталин

C10H8 + 12O2 = 10CO2 + 4H2O

128

0.563

α-метилнафталин

C11H10 + 13.5.5O2 = 11CO2 + 5H2O

142

0.634

Фенантрен

C14H10 + 16.5O2 = 14CO2 + 5H2O

178

0.506

 

 

Рассмотрим сгорание углеводородов в общем виде.

CnHm+ 0.5(2n+0.5m)O2 = nCO2 + 0.5mH2O

Для расчета образовавшейся воды запишем в общем виде следующие величины:

MHC = 12n+m, г/моль,

K = 0.5m

И подставим их в пропорцию:

mводы = 0.5m∙18 / (12n+m), кг.

Рассчитаем образование воды при сгорании веществ, входящих в состав бензина в незначительном количестве. Так, например, содержание полициклических ароматических углеводородов ограничено экологическими стандартами, а углеводороды с тройными связями, ряда ацетилена, являются нестабильными. Уравнения реакций, промежуточные и окончательные результаты сведем в табл.5.

Анализируя сгорание различных классов углеводородов можно сделать следующие выводы:

- образование воды уменьшается при сгорании более длинных предельных углеводородов;

- образование воды остается постоянным при сгорании моноциклических углеводородов с различной длиной алкильной цепи или углеводородов с двойной связью;

- образование воды увеличивается при сгорании более длинных углеводородов с двумя двойными или тройной связями;

- минимальное количество воды образуется при сгорании полициклических ароматических углеводородов;

- максимальное количество воды образуется при сгорании газа метана, а также других газов, включающих в себя предельные углеводороды.

Таким образом, количество воды уменьшается при увеличении соотношения углерод-водород в молекуле сгорающего топлива. При сгорании 1 кг бензина в зависимости от его состава выделяется 1,286…1,465 кг воды.

Прорыв отработавших газов в картер двигателя

Представленные расчеты показывают, что влага, конденсирующаяся из атмосферы вносит минимальный вклад (0,6…3.8% - в интервале температур 0….-20оС) по сравнению с водой, выделяющейся при сгорании топлива.

Независимо от того, откуда взялась влага, в масло она попадает через цилиндро-поршневую группу двигателя. Вместе с тем, не вся вода попадает в масло. Для исправного двигателя количество прорывающихся газов в картер в зависимости от модели двигателя составляет 16…28 л/мин [2]. Замеры при этом проводят на динамометрическом стенде при полной нагрузке и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. В таких режимах расход топлива достигает 20 л/ч.

Всего же при сгорании 1 л бензина выделяется 16 м3 или 16∙103 л отработавших газов.  За час работы  двигателя выделится до 320 тыс. л отработавших газов. Из них 960…1680 л попадает в картер двигателя, что составляет 0,3…0,53%.

Вода попадает в масло в таком же соотношении. И при сгорании 1 кг бензина в картере окажется 3,86…7,76 г воды. Попадая в холодное масло, вода конденсируется. Испарение воды и отвод ее с картерными газами будет активно происходить, если масло прогреется до температуры двигателя, близкой к 100°С. В противном случае вода накапливается, удерживаемая в состоянии эмульсии диспергирующими присадками масла.

Городской режим эксплуатации предполагает короткие пробеги автомобиля с частыми остановками и пусками двигателя. Двигатель часто не успевает прогреваться, а зимой масло дополнительно охлаждается в поддоне картера набегающим потоком холодного воздуха. В этих условиях вода не испаряется, а накапливается в поддоне картера двигателя. Попадая в узел трения, она разрывает масляную пленку, в результате чего происходит контакт трущихся металлических поверхностей деталей двигателя. Коленчатый вал, шатунные и коренные вкладыши, цилиндро-поршневая группа, кулачки и опоры распределительного вала, толкатели и др. работают в условиях, сопровождающихся интенсивным износом и задирами.

Выводы

Проведенный анализ причин попадания воды в моторное масло в процессе эксплуатации автомобиля и количественная оценка, сделанная на основе построения уравнений химических реакций окисления углеводородов, позволили установить:

  • при эксплуатации двигателя вода в моторное масло попадает при конденсации влаги из окружающего воздуха и в большей степени при сгорании автомобильного бензина;
  • в зависимости от температуры окружающего воздуха при сгорании 1 кг бензина в двигатель попадает из атмосферного воздуха от 0,009 до 0,384 кг воды;
  • при сгорании 1 кг бензина в зависимости от его углеводородного состава в цилиндрах выделяется 1,286…1,465 кг воды;
  • накопление воды происходит в большей степени при эксплуатации непрогретого двигателя, поездках на небольшие расстояния, низких температурах окружающей среды.

 

Список литературы

  1. Васильева, Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебник для вузов / Л.С. Васильева.- М.: Наука-Пресс, 2003. – 421 с.
  2. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов. / Е.С. Кузнецов [и др.]; под ред. Е.С. Кузнецова. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 2001. – 535 с.
  3. Усольцев, В. А. Измерение влажности воздуха / В.А. Усольцев.- Л.: Гидрометеоиздат, 1959. – 182 с.
  4. Буров, Л.И. Физика от А до Я: учащимся, абитуриентам, репетиторам / Л.И. Буров, В.М.  Срельченя. – Минск: «Парадокс», 2000. – 561 с.
  5. Физер, Л. Органическая химия / Л. Физер, М. Физер. – М.: Издательство иностранной литературы,  1949. – 1011 с.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz