Причины обводнения моторного масла в эксплуатации
(Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного университета (МАДИ) №1(28) 2012, - М.; МАДИ, С. 63-67)
Введение
В последнее время участились случаи выхода из строя двигателей автомобилей, вызванные потерей работоспособности моторных масел. Лабораторный анализ отдельных образцов смазочных материалов, проведенный в Испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ, наряду со снижением щелочного числа, ухудшением вязкостно-температурных свойств моторных масел выявил в масле значительное количество воды: до 3…4 % при допустимом содержании воды в свежем масле 0.03%, в работавшем - до 0.5% воды [1].
Установлено, что проблема обводненности моторного масла проявляется в большей степени при эксплуатации автомобилей в зимнее время.
Представители автосервиса причинами изменения физико-химических свойств моторного масла считают:
- низкое качество смазочных материалов;
- неграмотные действия (ошибки) владельцев автомобилей при доливке эксплуатационных жидкостей;
- тяжелые условия эксплуатации автомобилей.
Вода в моторном масле
Существует три пути попадания воды в масло:
- конденсат из воздуха;
- вода, попадающая в двигатель при сгорании топлива;
- вода, проникающая в систему смазки из системы охлаждения двигателя.
Не надо обладать глубокими техническими знаниями, чтобы понять, что если охлаждающая жидкость попадет в масло – это не пройдет незамеченным для автовладельца:
- недостаток охлаждающей жидкости вызовет перегрев двигателя и инициализацию контрольных ламп на панели приборов автомобиля;
- повысится уровень масла в двигателе;
- образуется эмульсия в поддоне картера двигателя;
- в систему смазки будет подаваться смесь моторного масла и охлаждающей жидкости, которая, не обеспечив необходимых смазывающих свойств, вызовет интенсивный износ и последующие стук и задиры деталей двигателя.
Рассмотрим возможные пути попадания воды в моторное масло при рядовой эксплуатации автомобиля.
Вода как продукт конденсации влаги воздуха
Рассчитаем массу воды, попадающей в моторное масло из воздуха. Относительная влажность окружающего воздуха обычно колеблется в диапазоне от 60 до 85%.
Относительная влажность окружающего воздуха представляет собой отношение парциального давления водяного пара к равновесному давлению насыщенного пара:
RH=(p/p*)∙100%,
где RH – относительная влажность,
p – парциальное давление водяного пара, Па;
p* - равновесное давление насыщенного пара, Па.
Приводя к весовым единицам, относительная влажность - это отношение массовой доли влаги в воздухе к максимально возможному ее значению при данной температуре:
RH=(f/fmax)∙100%,
где f – массовая доля влаги в воздухе, г/м3;
fmax – максимально возможное содержание влаги в воздухе, г/м3.
В табл.1 приведены значения максимальной абсолютной влажности при различных температурах окружающего воздуха [3].
Рассчитаем, сколько влаги попадет в рабочую смесь из воздуха.
При стехиометрическом сгорании, характерном для большинства современных автомобилей, на окисление 1 кг топлива требуется 14,7 кг воздуха.
Таблица 1
Максимальная абсолютная влажность при различных температурах
Температура окружающего воздуха, t °C | −20 | −10 | 0 | 10 | 20 | 30 |
Максимально возможное содержание влаги в воздухе fmax, (г/м³) | 0,81 | 2,1 | 4,8 | 9,4 | 17,3 | 30,4 |
Таблица 2
Плотность воздуха при различных температурах окружающего воздуха
Температура окружающего воздуха, t °C | −20 | -10 | 0 | 10 | 20 | 30 |
Плотность окружающего воздуха ρ, кг/м³ | 1,3943 | 1,3413 | 1,2920 | 1,2466 | 1,2041 | 1,1644 |
Таблица 3
Массовое содержание влаги в воздухе и масса воды, попадающая в двигатель из окружающего воздуха при сгорании 1 кг бензина
Температура окружающего воздуха, t °C | −20 | −10 | 0 | 10 | 20 | 30 |
Массовое содержание влаги в воздухе kmax, г/кг | 0.58 | 1.57 | 3.72 | 7.54 | 14.37 | 26.11 |
Масса воды, попадающая в двигатель из окружающего воздуха при сгорании 1 кг бензина, кг | 0.009 | 0.023 | 0.055 | 0.111 | 0.211 | 0.384 |
Для перевода из объемных единиц в массовые, воспользуемся плотностью воздуха (табл. 2) [4] и рассчитаем количество воды в 1 кг воздуха:
kmax=fmax/ρ, (г/кг),
где kmax – массовое содержание влаги в воздухе, г/кг.
Теперь, умножив kmax на стехиометрический коэффициент, узнаем, сколько воды попадет в двигатель в процессе сгорания 1 кг топлива. Все результаты представим в табл.3.
Таким образом, в зависимости от температуры при сгорании 1 кг бензина в двигатель из окружающего воздуха попадает от 0,009 до 0,384 кг воды.
Вода, попадающая в двигатель при сгорании топлива
И бензин, и дизельное топливо являются смесью различных углеводородов. Групповой состав предполагает наличие в бензине: предельных (алкановых), непредельных (алкеновых), циклических (циклоалкановых), в т.ч. с алкильными цепями, ароматических (ареновых) и ряда других углеводородов. Рассмотрим полное сгорание углеводородного топлива. Для этого составим уравнения химических реакций для различных групп углеводородов.
Предельные углеводороды имеют общую формулу CnH2n+2. Уравнения реакций сведем в табл.4. Для расчета содержания воды составим пропорцию:
MHC, г/моль – K∙Mводы, г/моль
mHC, кг – mводы, кг,
где MHC г/моль – молярная масса углеводорода;
K – количество молей воды;
Mводы = 18 г/моль – молярная масса воды;
mHC,– масса сгоревших углеводородов, принятая для расчета mHC, = 1 кг;
mводы, кг – масса воды, образовавшаяся в результате сгорания бензина, кг.
Тогда mводы = K∙18 / MHC.
Общий вид уравнения реакции горения предельных углеводородов:
CnH2n+2 + 0.5 (3n+1)O2 = nCO2 + (n+1)H2O,
MHC = 12n+1(2n+2) = 14n+2, г/моль,
K = n+1,
mводы=(n+1)∙18 / (14n+2) = (9n+9) / (7n+1), кг.
Результаты расчета для газообразных и жидких насыщенных углеводородов сведем в табл.4.
При сгорании углеводородов с большей длиной цепи выделяется меньше воды (рис. 1). Причем в бензине преобладают углеводороды с длиной цепи С6…С9, в т.ч. изомеризованных структур. При сгорании 1 кг таких углеводородов выделится от 1,406 до 1,465 кг воды.
Уравнение реакции горения непредельных углеводородов:
CnH2n + 1.5nO2 = nCO2 + nH2O
Подставим в пропорцию для определения количества воды значения, характерные для этой реакции:
MHC = 12n+1∙2n = 14n, г/моль
K = n
mводы = n∙18 / 14n = 9 / 7 ≈ 1,286 кг.
Следовательно, независимо от длины цепи непредельных углеводородов при их сгорании выделится одинаковое количество воды, равное 1,286 кг.
Таблица 4
Расчет содержания воды, выделяющейся при сгорании 1кг углеводородного топлива
Название углеводорода | Уравнение реакции полного сгорания углеводорода | MНС, г/моль | mводы, кг. |
Метан | CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O | 16 | 2.250 |
Этан | C2H6 + 3.5O2 = 2CO2 + 3H2O | 30 | 1.800 |
Пропан | C3H8 + 5O2 = 3CO2 + 4H2O | 44 | 1.636 |
Бутан | C4H10 + 6.5O2 = 4CO2 + 5H2O | 58 | 1.552 |
Пентан | C5H12 + 8O2 = 5CO2 + 6H2O | 72 | 1.500 |
Гексан | C6H19 + 9.5O2 = 6CO2 + 7H2O | 86 | 1.465 |
Гептан | C7H16 + 11O2 = 7CO2 + 8H2O | 100 | 1.440 |
Октан | C8H18 + 12.5O2 = 8CO2 + 9H2O | 114 | 1.421 |
Нонан | C9H20 + 14O2 = 9CO2 + 10H2O | 128 | 1.406 |
Декан | C10H22 + 15.5O2 = 10CO2 + 11H2O | 142 | 1.394 |
Ундекан | C11H24 + 17O2 = 11CO2 + 12H2O | 156 | 1.385 |
Додекан | C12H26 + 18.5O2 = 12CO2 + 13H2O | 170 | 1.376 |
Тридекан | C13H28 + 20O2 = 13CO2 + 14H2O | 184 | 1.370 |
Тетрадекан | C14H30 + 21.5O2 = 14CO2 + 15H2O | 198 | 1.364 |
Пентадекан | C15H32 + 23O2 = 15CO2 + 16H2O | 212 | 1.358 |
Гексадекан | C16H34 + 24.5O2 = 16CO2 + 17H2O | 226 | 1.354 |
Рис. 1. Масса воды, выделившейся в результате сгорания различных углеводородов
Таблица 5
Расчет содержания воды при сгорании 1кг углеводородов
Название углеводорода | Уравнение реакции полного сгорания углеводорода | MНС, г/моль | mводы, кг. |
Пентин/Пентадиен | C5H8 + 7O2 = 5CO2 + 4H2O | 68 | 1.059 |
Гексин/Гексадиен | C6H10 + 8.5O2 = 6CO2 + 5H2O | 82 | 1.098 |
Гептин/Гептадиен | C7H12 + 10O2 = 7CO2 + 6H2O | 96 | 1.125 |
Октин/Октадиен | C8H14 + 11.5O2 = 8CO2 + 7H2O | 110 | 1.145 |
Нонин/Нонадиен | C9H16 + 13O2 = 9CO2 + 8H2O | 124 | 1.161 |
Декалин | C10H18 + 14.5O2 = 10CO2 + 9H2O | 138 | 1.174 |
Бензол | C6H6 + 7.5O2 = 6CO2 + 3H2O | 78 | 0.692 |
Метилбензол | C7H8 + 9O2 = 7CO2 + 4H2O | 92 | 0.783 |
Диметилбензол | C8H10 + 10.5O2 = 8CO2 + 5H2O | 106 | 0.849 |
Нафталин | C10H8 + 12O2 = 10CO2 + 4H2O | 128 | 0.563 |
α-метилнафталин | C11H10 + 13.5.5O2 = 11CO2 + 5H2O | 142 | 0.634 |
Фенантрен | C14H10 + 16.5O2 = 14CO2 + 5H2O | 178 | 0.506 |
Рассмотрим сгорание углеводородов в общем виде.
CnHm+ 0.5(2n+0.5m)O2 = nCO2 + 0.5mH2O
Для расчета образовавшейся воды запишем в общем виде следующие величины:
MHC = 12n+m, г/моль,
K = 0.5m
И подставим их в пропорцию:
mводы = 0.5m∙18 / (12n+m), кг.
Рассчитаем образование воды при сгорании веществ, входящих в состав бензина в незначительном количестве. Так, например, содержание полициклических ароматических углеводородов ограничено экологическими стандартами, а углеводороды с тройными связями, ряда ацетилена, являются нестабильными. Уравнения реакций, промежуточные и окончательные результаты сведем в табл.5.
Анализируя сгорание различных классов углеводородов можно сделать следующие выводы:
- образование воды уменьшается при сгорании более длинных предельных углеводородов;
- образование воды остается постоянным при сгорании моноциклических углеводородов с различной длиной алкильной цепи или углеводородов с двойной связью;
- образование воды увеличивается при сгорании более длинных углеводородов с двумя двойными или тройной связями;
- минимальное количество воды образуется при сгорании полициклических ароматических углеводородов;
- максимальное количество воды образуется при сгорании газа метана, а также других газов, включающих в себя предельные углеводороды.
Таким образом, количество воды уменьшается при увеличении соотношения углерод-водород в молекуле сгорающего топлива. При сгорании 1 кг бензина в зависимости от его состава выделяется 1,286…1,465 кг воды.
Прорыв отработавших газов в картер двигателя
Представленные расчеты показывают, что влага, конденсирующаяся из атмосферы вносит минимальный вклад (0,6…3.8% - в интервале температур 0….-20оС) по сравнению с водой, выделяющейся при сгорании топлива.
Независимо от того, откуда взялась влага, в масло она попадает через цилиндро-поршневую группу двигателя. Вместе с тем, не вся вода попадает в масло. Для исправного двигателя количество прорывающихся газов в картер в зависимости от модели двигателя составляет 16…28 л/мин [2]. Замеры при этом проводят на динамометрическом стенде при полной нагрузке и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. В таких режимах расход топлива достигает 20 л/ч.
Всего же при сгорании 1 л бензина выделяется 16 м3 или 16∙103 л отработавших газов. За час работы двигателя выделится до 320 тыс. л отработавших газов. Из них 960…1680 л попадает в картер двигателя, что составляет 0,3…0,53%.
Вода попадает в масло в таком же соотношении. И при сгорании 1 кг бензина в картере окажется 3,86…7,76 г воды. Попадая в холодное масло, вода конденсируется. Испарение воды и отвод ее с картерными газами будет активно происходить, если масло прогреется до температуры двигателя, близкой к 100°С. В противном случае вода накапливается, удерживаемая в состоянии эмульсии диспергирующими присадками масла.
Городской режим эксплуатации предполагает короткие пробеги автомобиля с частыми остановками и пусками двигателя. Двигатель часто не успевает прогреваться, а зимой масло дополнительно охлаждается в поддоне картера набегающим потоком холодного воздуха. В этих условиях вода не испаряется, а накапливается в поддоне картера двигателя. Попадая в узел трения, она разрывает масляную пленку, в результате чего происходит контакт трущихся металлических поверхностей деталей двигателя. Коленчатый вал, шатунные и коренные вкладыши, цилиндро-поршневая группа, кулачки и опоры распределительного вала, толкатели и др. работают в условиях, сопровождающихся интенсивным износом и задирами.
Выводы
Проведенный анализ причин попадания воды в моторное масло в процессе эксплуатации автомобиля и количественная оценка, сделанная на основе построения уравнений химических реакций окисления углеводородов, позволили установить:
- при эксплуатации двигателя вода в моторное масло попадает при конденсации влаги из окружающего воздуха и в большей степени при сгорании автомобильного бензина;
- в зависимости от температуры окружающего воздуха при сгорании 1 кг бензина в двигатель попадает из атмосферного воздуха от 0,009 до 0,384 кг воды;
- при сгорании 1 кг бензина в зависимости от его углеводородного состава в цилиндрах выделяется 1,286…1,465 кг воды;
- накопление воды происходит в большей степени при эксплуатации непрогретого двигателя, поездках на небольшие расстояния, низких температурах окружающей среды.
Список литературы
- Васильева, Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебник для вузов / Л.С. Васильева.- М.: Наука-Пресс, 2003. – 421 с.
- Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов. / Е.С. Кузнецов [и др.]; под ред. Е.С. Кузнецова. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 2001. – 535 с.
- Усольцев, В. А. Измерение влажности воздуха / В.А. Усольцев.- Л.: Гидрометеоиздат, 1959. – 182 с.
- Буров, Л.И. Физика от А до Я: учащимся, абитуриентам, репетиторам / Л.И. Буров, В.М. Срельченя. – Минск: «Парадокс», 2000. – 561 с.
- Физер, Л. Органическая химия / Л. Физер, М. Физер. – М.: Издательство иностранной литературы, 1949. – 1011 с.