Внедрение методов экспресс-контроля моторного масла для повышения надежности современных двигателей  

 

К.т.н., доцент, Хазиев А.А.

студент Савватеев Д.И.

 

(СБОРНИК ТРУДОВ ПО МАТЕРИАЛАМ 65-ОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МАДИ (ГТУ)  -М.; МАДИ(ГТУ), 2007. С104-109)

 

 

Количественный рост автомобильного парка, усовершенствование и усложнение конструкций автомобилей, требуют от специалистов предприятий сервиса освоения современных методов оценки технического состояния автомобилей и более рациональных технологий ремонта подвижного состава.

Качество моторного масла напрямую влияет на надежность современных двигателей. В процессе эксплуатации автомобиля происходит как количественное, так и качественное изменение моторного масла.

При эксплуатации различных моделей автомобилей случаи выхода двигателя из строя по причине недостаточной смазки (режим «масляного голодания») встречаются  наиболее часто. Общим для всех случаев является очень низкое давление или вообще его отсутствие в системе смазки двигателя.

Режим «масляного голодания» возможен как у старых, изношенных двигателей, так и у новых, прошедших всего несколько тысяч километров. Причины его появления практически всегда (за редким исключением) вызваны неграмотной эксплуатацией и (или) неквалифицированным обслуживанием автотранспортных средств.

Результаты испытаний образцов моторного масла, отобранных из системы смазки новых иностранных автомобилей и проведенных независимой испытательной лабораторией МАДИ-ХИМ позволили установить, что у всех образцов, подвергнутых анализу, установлены крайне низкие значения следующих показателей:

  • кинематическая вязкость при температуре 40оС и 100оС - снижение составило от 70 до100%;
  • температура вспышки в открытом тигле - снижение достигает 127%.

Эти исследования проводились для ожидающих продажи новых автомобилей с целью оценки качественных изменений в моторном масле в зимний период.

Обычно до продажи и получения автомобиля владельцем происходит 15-20 холодных пусков двигателя и движение автомобиля на короткие расстояния без предварительного прогрева (перемещение на открытой стоянке, показ потенциальным  покупателям, въезд в зону предпродажной подготовки, на мойку и др.). В этих условиях двигатель работает на обогащенной смеси при пониженном тепловом режиме, что  сопровождается ухудшением процесса сгорания топлива, увеличением массы углеродистых частиц и тяжелых фракций топлива, попадающих в картер. В результате ускоряются процессы старения и загрязнения масла. При работе на пониженном тепловом режиме образование шламов ускоряется в 20-30 раз [1].

Результаты анализа 640 образцов работавшего смазочного материала, отобранных при смене масла в двигателях легковых, грузовых автомобилей и автобусов, эксплуатировавшихся в самых различных условиях  свидетельствуют о том, что у 28% автомобилей в моторном масле было недопустимо большое содержание топлива (свыше 4%), 8% двигателей автотранспортных средств работали на водомасляной эмульсии и т.д. [2].

Низкое качество работавшего моторного масла может привести к повышенному износу подшипников коленчатого вала, цилиндропоршневой группы, кулачков и толкателей, к задирам на юбке поршня, к осадкообразованию.

Приведенные исследования дают общее представление о качестве работавшего моторного масла в современных двигателях.

По данным Департамента транспорта и связи г.Москвы в Московском регионе реализуется до 30% некачественных и поддельных смазочных материалов.

Таким образом, можно констатировать:

 1.Значительное снижение в ряде случаев показателей качества моторного масла, залитого в двигатели новых автомобилей;

2.Низкие качественные показатели и зачастую отсутствие остаточного ресурса у подошедшего к плановой замене работавшего моторного масла.

3.Большая доля смазочных материалов, реализуемых в Московском регионе имеет более низкие значения показателей качества по сравнению с соответствующими данными нормативно-технической документации.

В этих условиях назрела задача внедрения контроля качественных показателей моторного масла непосредственно на предприятиях технического сервиса. Для ее решения предпочтительно использовать экспресс-методы оценки физико-химических показателей смазочного материала.

В настоящее время ряд отечественных и зарубежных фирм выпускают экспресс-приборы для определения остаточного ресурса работавшего масла. Они различаются между собой количеством определяемых показателей, точностью измерений, надежностью, оперативностью проведения контроля качества смазочного материала.

В качестве браковочных показателей моторного масла специалисты рассматривают – изменение кинематической вязкости, содержание воды, снижение температуры вспышки в открытом тигле, щелочное число, содержание примесей нерастворимых в бензине и др.

Детальное рассмотрение и сопоставление взаимосвязанных показателей дает возможность предотвратить большое количество неисправностей двигателей.

Экспресс-оценка работавшего масла имеет ряд существенных преимуществ:

  • сократит время простоя автомобиля в ожидании ремонта;
  • возможные неисправности двигателей выявляются на самой ранней стадии их возникновения;
  • смена масла может выполняться не после заданного пробега, а в связи с действительной утратой им работоспособности;
  • позволит значительно уменьшить расходы на лабораторные испытания смазочного материала.

 

Литература

  1. Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб. Для вузов.-М.: Наука-Пресс, 2003.-421 с.
  2. К.В. Джорджи «Моторные масла и смазка двигателей».- Москва Государственное научно-техническое издательство нефтяной и горно-топливной аппаратуры. 1959-528 с.

© madi-chim

Сделать бесплатный сайт с uCoz