Отбор пробы автомобильного топлива как условие установления реальной причины отказа двигателя

Хазиев А.А., к.т.н., доцент МАДИ,

руководитель испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ

Холондач С.А., инженер испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ

(СБОРНИК ТРУДОВ ПО МАТЕРИАЛАМ 70-ОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МАДИ (ГТУ) -М.; МАДИ, 2012. С203-207)

Продажи автомобилей в Российской Федерации из года в год неуклонно растут. Только в 2010 году было продано 1,9 млн. новых легковых автомобилей, что превышает прошлогодний результат на 30%. Заводы-изготовители устанавливают на новые автомобили гарантийные обязательства, которые достигают 5 лет.

Конструкция и качество сборки современных автомобилей обеспечивают их надёжную работу при соблюдении владельцем условий эксплуатации в течение всего заявленного срока службы.

Вместе с тем, имеется ряд факторов, которые приводят к отказам современных колёсных транспортных средств. Наиболее распространенный из них – применение при эксплуатации автомобилей некачественного топлива.

Опыт работы сервисных станций и результаты анализов Независимой испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ свидетельствуют, что на розничном рынке Москвы присутствует большая доля некачественных автомобильных топлив.

По официальным данным удельный вес топлив, не соответствующих требованиям нормативно-технической документации достигает в Московском регионе 30%.

Необходимость контроля качества топлива, залитого в топливный бак  автомобиля, возникает в следующих случаях:

1.При отказе двигателя гарантийного автомобиля, когда для восстановления работоспособности колёсно-транспортного средства по гарантии сервисному центру необходимо убедиться в отсутствии нарушения владельцем автомобиля условий эксплуатации. Наряду с другими причинами, нарушением владельцем автомобиля условий эксплуатации является применение автомобильного топлива, не соответствующего действующей нормативно-технической документации.

В случае разногласий продавца автомобиля и его владельца  о причинах возникновения отказа двигателя автомобиля продавец (сервисный центр) обязан провести экспертизу качества автомобильного топлива за свой счет [ст.18, 1].

Если в результате лабораторного испытания автомобильного топлива будет установлено, что отказ силового агрегата автомобиля возник из-за применения некачественного топлива, владелец автомобиля будет обязан возместить сервисному центру расходы на проведение экспертизы.

2.При отказе двигателя автомобиля, не находящегося на гарантии, возможной причиной которого является применение некачественного топлива.

В обоих случаях возникает необходимость отбора топлива из системы питания автомобиля. Причём, в первом случае, инициатором отбора пробы выступает дилерский центр, а во втором – сам владелец колёсно-транспортного средства.

Требования к отбору автомобильных топлив описаны в двух действующих стандартах: ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб» и ГОСТ Р 52659-2006 «Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб». Они устанавливают методы отбора проб нефтепродуктов из резервуаров, подземных хранилищ, цистерн, трубопроводов, бочек и т.д. Процедуру отбора проб топлива из баков автомобиля эти нормативные документы не описывают. Поэтому попытаемся восполнить этот пробел.

При отборе пробы автомобильного топлива из топливного бака автомобиля необходимо придерживаться следующего порядка:

1. Выбор и подготовка емкостей для отбора топлива

Для автомобильного бензина необходимо использовать стеклянные бутылки с завинчивающимися пластмассовыми крышками. Использование резиновых пробок не допускается.

Пластиковые бутылки, изготовленные из материала, не взаимодействующего с пробой отбираемого топлива, могут быть использованы для отбора проб и хранения дизельного топлива. Бутылки этого типа не следует использовать под бензин.

Бутылки под пробы должны быть чистыми и не содержать воду, грязь, моющие средства, растворители и т.д. При необходимости перед использованием бутылки промывают подходящим растворителем. После этого их моют концентрированным мыльным раствором, тщательно промывают водопроводной, а затем и дистиллированной водой. Сушат бутылки, пропуская через них чистый тёплый воздух, либо в чистом, не содержащем пыли сушильном шкафу при температуре не ниже 40ºС. После высыхания бутылки немедленно закрывают крышками.

Для отбора пробы автомобильного топлива необходимо подготовить бутылки общим объемом 6 л.

2. Подготовка оборудования для отбора топлива

Оборудование для отбора проб (шланги, воронки и др.) должно быть чистым и сухим.

3. Процедура отбора топлива

Отбор пробы топлива осуществляют не задействуя штатную систему фильтрации автомобиля. Шланг для отбора пробы автомобильного топлива опускают по возможности до дна топливного бака, затем создают в шланге разряжение и самотёком отбирают пробу. Топливо в топливном баке перед отбором пробы должно быть перемешано.

Пробу нефтепродукта отбирают в бутылки, заполняя их топливом не более чем на 90%. Свободное пространство в бутылках необходимо для температурного расширения топлива.

4. Упаковка и маркировка пробы топлива

Бутылки с пробами топлива должны быть герметично закупорены винтовыми крышками с прокладками, не растворяющимися в нефтепродукте.

Горловину закупоренной бутылки обвертывают полиэтиленовой пленкой и обвязывают бечёвкой. Концы бечевки продевают в отверстие в этикетке (рисунок 1); этикетку приклеивают к бутылке. Концы бечёвки пломбируют.

Проба №1                                            Количество отобранных проб – 3 (три)

Отбор автомобильного бензина осуществлён 17.07.11 г. из топливного бака автомобиля Пежо-407, VIN VF36D6FZM21043259, регистрационный номер Х 550 ОН 199

Присутствовали:

Владелец                      _______________   Смирнов И. П.

Инженер-технолог      _______________   Кузьмин А. Н.

Инженер по гарантии _______________   Яцков Р. К.

 Рисунок 1. Пример заполнения этикетки пробы топлива

 По окончании процедуры отбора топлива составляется соответствующий акт отбора пробы топлива  (рисунок 2).

5. Хранение проб топлива

Отобранная в несколько бутылок проба топлива делится на три возможно равные части.

Одна часть пробы предназначена для передачи в Испытательную лабораторию и последующего анализа, вторая передается владельцу автомобиля, третья хранится на случай разногласий в оценке качества топлива в дилерском центре.

Пробы топлива должны быть защищены при хранении от воздействия окружающей среды, света, нагрева или других вредных факторов. Максимальный срок хранения пробы топлива – 3 месяца.

Соблюдение описанных приемов по отбору пробы топлива позволит:

  • обеспечить сохранность и репрезентативность первоначальных свойств топлива, отобранного из бака автомобиля;
  • провести лабораторный анализ автомобильного топлива и установить его количественные показатели;
  • установить объективную причину выхода из строя двигателя автомобиля;
  • решить вопрос: за счет чьих средств будет устраняться неисправность силового агрегата.

 Литература

1.Закон о защите прав потребителей.

 АКТ

отбора пробы топлива

«17» июля 2011 г.        Время  10 ч. 10мин.                                    

Место отбора: ЗАО «Лионъ» г. Москва, ул. Новохохловская, д. 11, стр. 2

Марка, модель

Пежо-407

Тип

Седан

Гос. номер

Х 550 ОН 199

Идентификационный номер (VIN)

VF36D6FZM21043259

Дата выпуска

2004

Тип двигателя

PSA6FZ10LT18

Двигатель №

1076572

Шасси №

-

Кузов №

VF36D6FZM21043259

Цвет

Фиолетовый

Свидетельство о регистрации

77 ТА 124826

ПТС

 

Пробег км.

46250

Владелец

Смирнов Иван Петрович

Адрес

Москва, ул. Пятницкая, д.17, кв.56

Доверенное лицо

-

Адрес

-

 Условия забора проб:

1. Проба топлива отобрана из топливного бака с помощью чистого сухого шланга

2. Проба отобрана в 3 (три) чистые сухие стеклянные бутылки объёмом 2 л каждая

3. Бутылки заполнены на 90%, плотно закупорены винтовыми крышками и опечатаны бумажными этикетками и скотчем. На этикетке указан номер пробы, идентификационные данные транспортного средства и имеются подписи лиц, присутствующих при отборе пробы и печать ЗАО «Лионъ»

4. Заявленная владельцем марка топлива – Аи-95

5. Характеристики топлива – в пробе обнаружена посторонняя жидкость и взвешенные примеси

6. Отбор топлива произведен в зоне технического обслуживания и ремонта ЗАО «Лионъ»

7. Собственник транспортного средства не возражает против проведения исследования образца топлива в независимой испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ

8. Одна проба отобранного топлива передана владельцу, вторая передана в Испытательную лабораторию МАДИ-ХИМ, третья передана на хранение в ЗАО «Лионъ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При осмотре установлено: цвет, номер кузова, номер двигателя, и государственный номер регистрации соответствуют данным в техническом паспорте ТС

 Всем заинтересованным лицам разъяснено, что отбор проб топлива производится для определения его качественных показателей и соответствия ГОСТу.

При отборе проб присутствовали:

Владелец автомобиля                                                      Смирнов И. П.

Инженер-технолог                                                           Кузьмин А. Н.

Инженер по гарантии                                                      Яцков Р. К.

 Рисунок 2. Пример заполнения акта отбора топлива

© madi-chim

Сделать бесплатный сайт с uCoz