|
Отбор пробы автомобильного топлива как условие установления реальной причины отказа двигателя Хазиев А.А., к.т.н., доцент МАДИ, руководитель испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ Холондач С.А., инженер испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ (СБОРНИК ТРУДОВ ПО МАТЕРИАЛАМ 70-ОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МАДИ (ГТУ) -М.; МАДИ, 2012. С203-207) Продажи автомобилей в Российской Федерации из года в год неуклонно растут. Только в 2010 году было продано 1,9 млн. новых легковых автомобилей, что превышает прошлогодний результат на 30%. Заводы-изготовители устанавливают на новые автомобили гарантийные обязательства, которые достигают 5 лет. Конструкция и качество сборки современных автомобилей обеспечивают их надёжную работу при соблюдении владельцем условий эксплуатации в течение всего заявленного срока службы. Вместе с тем, имеется ряд факторов, которые приводят к отказам современных колёсных транспортных средств. Наиболее распространенный из них – применение при эксплуатации автомобилей некачественного топлива. Опыт работы сервисных станций и результаты анализов Независимой испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ свидетельствуют, что на розничном рынке Москвы присутствует большая доля некачественных автомобильных топлив. По официальным данным удельный вес топлив, не соответствующих требованиям нормативно-технической документации достигает в Московском регионе 30%. Необходимость контроля качества топлива, залитого в топливный бак автомобиля, возникает в следующих случаях: 1.При отказе двигателя гарантийного автомобиля, когда для восстановления работоспособности колёсно-транспортного средства по гарантии сервисному центру необходимо убедиться в отсутствии нарушения владельцем автомобиля условий эксплуатации. Наряду с другими причинами, нарушением владельцем автомобиля условий эксплуатации является применение автомобильного топлива, не соответствующего действующей нормативно-технической документации. В случае разногласий продавца автомобиля и его владельца о причинах возникновения отказа двигателя автомобиля продавец (сервисный центр) обязан провести экспертизу качества автомобильного топлива за свой счет [ст.18, 1]. Если в результате лабораторного испытания автомобильного топлива будет установлено, что отказ силового агрегата автомобиля возник из-за применения некачественного топлива, владелец автомобиля будет обязан возместить сервисному центру расходы на проведение экспертизы. 2.При отказе двигателя автомобиля, не находящегося на гарантии, возможной причиной которого является применение некачественного топлива. В обоих случаях возникает необходимость отбора топлива из системы питания автомобиля. Причём, в первом случае, инициатором отбора пробы выступает дилерский центр, а во втором – сам владелец колёсно-транспортного средства. Требования к отбору автомобильных топлив описаны в двух действующих стандартах: ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб» и ГОСТ Р 52659-2006 «Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб». Они устанавливают методы отбора проб нефтепродуктов из резервуаров, подземных хранилищ, цистерн, трубопроводов, бочек и т.д. Процедуру отбора проб топлива из баков автомобиля эти нормативные документы не описывают. Поэтому попытаемся восполнить этот пробел. При отборе пробы автомобильного топлива из топливного бака автомобиля необходимо придерживаться следующего порядка: 1. Выбор и подготовка емкостей для отбора топлива Для автомобильного бензина необходимо использовать стеклянные бутылки с завинчивающимися пластмассовыми крышками. Использование резиновых пробок не допускается. Пластиковые бутылки, изготовленные из материала, не взаимодействующего с пробой отбираемого топлива, могут быть использованы для отбора проб и хранения дизельного топлива. Бутылки этого типа не следует использовать под бензин. Бутылки под пробы должны быть чистыми и не содержать воду, грязь, моющие средства, растворители и т.д. При необходимости перед использованием бутылки промывают подходящим растворителем. После этого их моют концентрированным мыльным раствором, тщательно промывают водопроводной, а затем и дистиллированной водой. Сушат бутылки, пропуская через них чистый тёплый воздух, либо в чистом, не содержащем пыли сушильном шкафу при температуре не ниже 40ºС. После высыхания бутылки немедленно закрывают крышками. Для отбора пробы автомобильного топлива необходимо подготовить бутылки общим объемом 6 л. 2. Подготовка оборудования для отбора топлива Оборудование для отбора проб (шланги, воронки и др.) должно быть чистым и сухим. 3. Процедура отбора топлива Отбор пробы топлива осуществляют не задействуя штатную систему фильтрации автомобиля. Шланг для отбора пробы автомобильного топлива опускают по возможности до дна топливного бака, затем создают в шланге разряжение и самотёком отбирают пробу. Топливо в топливном баке перед отбором пробы должно быть перемешано. Пробу нефтепродукта отбирают в бутылки, заполняя их топливом не более чем на 90%. Свободное пространство в бутылках необходимо для температурного расширения топлива. 4. Упаковка и маркировка пробы топлива Бутылки с пробами топлива должны быть герметично закупорены винтовыми крышками с прокладками, не растворяющимися в нефтепродукте. Горловину закупоренной бутылки обвертывают полиэтиленовой пленкой и обвязывают бечёвкой. Концы бечевки продевают в отверстие в этикетке (рисунок 1); этикетку приклеивают к бутылке. Концы бечёвки пломбируют.
Рисунок 1. Пример заполнения этикетки пробы топлива По окончании процедуры отбора топлива составляется соответствующий акт отбора пробы топлива (рисунок 2). 5. Хранение проб топлива Отобранная в несколько бутылок проба топлива делится на три возможно равные части. Одна часть пробы предназначена для передачи в Испытательную лабораторию и последующего анализа, вторая передается владельцу автомобиля, третья хранится на случай разногласий в оценке качества топлива в дилерском центре. Пробы топлива должны быть защищены при хранении от воздействия окружающей среды, света, нагрева или других вредных факторов. Максимальный срок хранения пробы топлива – 3 месяца. Соблюдение описанных приемов по отбору пробы топлива позволит:
Литература 1.Закон о защите прав потребителей. АКТ отбора пробы топлива «17» июля 2011 г. Время 10 ч. 10мин. Место отбора: ЗАО «Лионъ» г. Москва, ул. Новохохловская, д. 11, стр. 2
Условия забора проб:
При осмотре установлено: цвет, номер кузова, номер двигателя, и государственный номер регистрации соответствуют данным в техническом паспорте ТС Всем заинтересованным лицам разъяснено, что отбор проб топлива производится для определения его качественных показателей и соответствия ГОСТу. При отборе проб присутствовали: Владелец автомобиля Смирнов И. П. Инженер-технолог Кузьмин А. Н. Инженер по гарантии Яцков Р. К. Рисунок 2. Пример заполнения акта отбора топлива |
|
© madi-chim |