|
Предпосылки нарушения работоспособности моторных масел современных автомобилей в эксплуатации канд.техн.наук, доцент Хазиев А.А. асс.Лаушкин А.В., студент Горина Е.Б. МАДИ (ГТУ)
В последнее время в Москве и ряде регионов России участились случаи отказов двигателей современных автомобилей на гарантийном пробеге из-за резкого ухудшения качества моторного масла. При этом наблюдается полная потеря ресурса смазочного материала, сопровождающаяся ухудшением текучести и прокачиваемости моторного масла. Моторное масло в процессе эксплуатации автомобиля превращается в густую вязкую субстанцию от темно-коричневого до черного цвета, по консистенции напоминающую пластичную смазку. При переворачивании поддона картера двигателя масло при этом не вытекает и не вываливается под действием силы тяжести. Из-за высокой вязкости отбор смазочного материала из поддона картера двигателя в ряде случаев происходит не путем слива через пробку, а вычерпыванием из поддона с помощью подручных средств. Диагностика и осмотр двигателей в этих случаях позволяют в большинстве случаев установить:
Эта проблема актуальна не только для Москвы и других регионов России. Отказ двигателей в результате значительного повышения вязкости моторного масла, происходит при эксплуатации автомобилей в других странах. По данным источника [1] эта проблема в США приняла массовый характер с 1997 г. Наиболее часто моторное масло выходит из строя у автомобилей следующих марок: Audi, Chrysler, Dodge, Hyundai, Lexus, Toyota, SAAB, Volkswagen. Анализ моторных масел, отобранных из системы смазки неисправных двигателей, и проведенный в Независимой испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ свидетельствует, что в смазочных материалах имеются значительные отклонения следующих показателей:
Низкие значения температуры вспышки в открытом тигле у образцов смазочного материала указывает на попадание в моторное масло топливных фракций. Малые значения щелочного числа свидетельствуют о срабатывании присадок и вызвано, прежде всего, окислением и нарушением структуры масла под действием паров бензина, водяных паров, теплового воздействия, кислорода воздуха, отработавших газов, механических напряжений и др. Лабораторный анализ автомобильного бензина, отобранного из неисправных автомобилей, позволяет, в большинстве случаев, выявить отклонения от нормативно-технической документации. Это, прежде всего, присутствие в топливе антидетонационных присадок на основе железа, наличие смол и др. Преждевременный выход из стоя моторного масла обусловлен на наш взгляд следующими причинами: 1.Тяжелые условия эксплуатации автомобилей
2.Использование некачественного автомобильного бензина 3.Чрезмерно большой интервал смены моторного масла В соответствии с рекомендациями ряда заводов-изготовителей автомобилей, эксплуатирующихся в РФ, периодичность смены масла в двигателе составляет 20 тыс. км. В то-же время, по данным американских исследователей, срок службы премиальных моторных масел составляет не более чем 212 ч [1]. Основные изменения свойств масла в работающем двигателе происходят по следующим причинам [2]:
продуктов преобразования масла и его компонентов; продуктов сгорания топлива; воды; продуктов износа; загрязнений, попадающих извне в виде пыли, песка и грязи. Одним из способов решения рассмотренной проблемы, на наш взгляд, является внедрение на новых автомобилях бортовой диагностики качества моторных масел.
Литература 1.http://www.synlube.com/sludge.htm 2.Моторные масла. Балтенас Р., Сафонов А.С., Ушаков А.И., Шергалис В. Москва-СПб.: АльфаЛаб, 2000.-272 с.
|
|
© madi-chim |