|
Современные требования к качеству автомобильных бензинов Хазиев А.А., к.т.н., доцент МАДИ
(СБОРНИК ТРУДОВ ПО МАТЕРИАЛАМ 66-ОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МАДИ (ГТУ) -М.; МАДИ(ГТУ), 2008. С212-215)
В Российской Федерации автомобильный бензин выпускается в соответствии с 3 ГОСТами и свыше 40 ТУ. По состоянию на 2007 г. в РФ выпускается около 110 марок автомобильных бензинов. Рассмотрим основные из них. ГОСТ 2084-77 Бензины автомобильные. Технические условия введен с 1.01.1979 г., позволял производить этилированные и неэтилированные бензины марок А-76, Аи-91, Аи-93, Аи-95, а также неэтилированный бензин А-72 (октановое число по моторному методу 72), предусматривал при производстве два класса бензина - летний и зимний. В настоящее время на территории РФ требования этого стандарта распространяются только на бензин марки А-76 неэтилированный. ГОСТ Р51105-97 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия разработан с учетом требований Европейского стандарта EN 228-1993 (ЕВРО-2). Устанавливает требования по 13 показателям к четырем маркам бензинов: “Нормаль-80”, “Регуляр-92”, “Премиум-95”, “Супер-98”. Введен с 1.01.99 г., допускает применять при производстве автомобильных бензинов кислородосодержащие компоненты, другие высокооктановые добавки, а также антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические показатели бензинов и допущенные к применению. В зависимости от климатического района автомобильные бензины подразделяются на 5 классов по испаряемости, что позволяет более индивидуально подходить к выбору бензина в зависимости от условий эксплуатации автомобилей. В ГОСТ Р 51105–97 наряду с отечественными включены международные стандарты на методы испытаний (ISO, EN228, ASTM). ГОСТ Р 51866-2002 Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия соответствует Европейской нормали EN-228-2004 (Евро-4), принятой Европейским комитетом по стандартизации 24.12.2003 г. Установлены предельные концентрации оксигенатов (метанол, этанол-до 5%, изопропиловый и изобутиловый спирты, эфиры и др.), общая объемная доля которых не должна превышать 60%. Концентрация серы – не более 0,005% для вида 2, и не более 0,001% для вида 3. В зависимости от климатического района автомобильные бензины подразделяются по испаряемости на 10 классов. В соответствии с ГОСТ Р 51866-2002 выпускаются бензины Регуляр Евро-92, Премиум Евро-95 и Супер Евро-98. Объем производства менее 1%. Для улучшения эксплуатационных качеств бензинов допускается использовать присадки, не оказывающие побочных вредных воздействий. Без производства в стране топлив, соответствующих требованиям Евро 3 или Евро 4, невозможно ни увеличить срок смены моторных масел, ни обеспечить ресурс работы нейтрализаторов отработавших газов. Наличие серы в топливе сводит все усилия организаций, работающих над созданием долгоработающих масел, на нет или приводит к неоправданно резкому удорожанию стоимости каждой тысячи км и ресурса работы моторного масла до его замены. Бензол, не полностью сгорая в цилиндре двигателя, догорает на нейтрализаторе, раскаляя и преждевременно выводя его из строя с образованием онкологически опасных бензоперенов. Таблица 1 Требования к автомобильным бензинам в соответствии с ГОСТ в Российской Федерации
В настоящий момент на нефтеперерабатывающем рынке России происходит плавный переход к изготовлению топлив с повышенными стандартами качества. Требования Европейских стандартов к качеству автомобильных бензинов из года в год возрастают в направлении снижения токсичности отработавших газов (табл.2), что достигается снижением содержания в бензинах бензола, серы, ароматических и олефиновых углеводородов, обязательном введении в топливо моющих присадок и увеличением концентрации синтетических кислородсодержащих компонентов.
Таблица 2 Требования к автомобильным бензинам в странах ЕЭС
Повышение качества автомобильного бензина в настоящий момент решается за счет: 1. Отказа от применения в составе бензинов антидетонационных присадок на основе марганца и железа. 2. Снижения содержания в бензинах серы до 0,001%. 3. Снижения содержания в бензинах ароматических углеводородов до 35%, олефиновых углеводородов до 14%. 4. Нормирования содержания смол на месте потребления на уровне не более 5 мг/100 мл. 5. Дифференциация показателей качества по фракционному составу и давлению насыщенных паров на 10 классов. 6. Введение фирменной окраски производителями автомобильных бензинов для повышения эффективности борьбы с производителями суррогатного топлива. 7. Введения моющих присадок, не допускающих загрязнения и осмоления деталей и систем двигателя. Для улучшения эксплуатационных свойств в новые автомобильные бензины дополнительно вводится многофункциональный пакет присадок, способствующий улучшению моющих, антикоррозионных и других свойств. Моющие присадки препятствуют прилипанию отложений к деталям двигателя и могут смыть до 75% старых отложений. |
|
© madi-chim |