Мероприятия, направленные на улучшение
качества автомобильного бензина в Российской Федерации
К.т.н., доцент Хазиев А.А., Асс.Лаушкин А.В., студент Горина Е.Б.
(СБОРНИК ТРУДОВ ПО МАТЕРИАЛАМ 67-ОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МАДИ (ГТУ) -М.; МАДИ(ГТУ), 2009. С154-159)
Автомобильный транспорт является одной из важнейших составляющих транспортной системы Российской Федерации. В нашей стране на его долю приходится около 55% общего объема грузоперевозок и более 53% - пассажирских перевозок. По разным оценкам в России эксплуатируется до 35 млн. единиц автомобильной и мототехники, среди которых 20-25 млн. - это легковые автомобили. Характерно, что автомобильный транспорт - основной источник выбросов загрязняющих веществ (около 90% общего объема выбросов от всех видов транспортных средств).
Проблема качества бензина на автозаправочных станциях на протяжении уже многих лет является острой и очевидной для всех и в условиях стабильного увеличения автопарка страны на нее больше нельзя не обращать внимания. Наши города задыхаются от выхлопных газов. В таких мегаполисах как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург на долю автотранспорта приходится до 80% всех выбросов, загрязняющих атмосферу. Среди населения возрастает количество аллергий и заболевания воздушных путей и легких.
Страдают и владельцы автотранспортных средств. В 2007 г. в нашей стране было продано 1586313 новых легковых автомобилей иностранных марок. В отличие от российских они соответствуют строгим экологическим нормам ЕВРО-4,5 и требуют применения качественного топлива.
Зарубежные автопроизводители, проводя мониторинг качества российского бензина, часто принимают решение не продавать в России отдельные модели автомобилей с современными двигателями, которые просто не способны работать на низкокачественном бензине. По данным Московской топливной ассоциации, в Москве из-за применения суррогатного бензина ежегодно происходят отказы у 90 тыс. автомобилей.
По данным руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы Бочина Л.А. доля некачественного бензина в Московском регионе достигает 33%.
Основные неисправности двигателей возникают из-за несоответствия нормам следующих показателей автомобильного бензина:
- содержание фактических смол;
- октановое число;
- содержание октаноповышающих присадок;
- содержание серы;
- наличие механических примесей и воды.
Причины появления некачественного бензина следующие:
1.Технологическое отставание нефтепереработки в РФ;
2.Доступность большого числа разнообразных присадок для повышения октанового числа бензинов;
3.Экономическая привлекательность для продавцов топлива использования для приготовления суррогата низкооктанового прямогонного бензина;
4.Отсутствие законодательных и нормативных процедур, обеспечивающих контроль качества автомобильных топлив при их реализации;
5.Отсутствие отработанных методик и приборов экспресс-контроля качества автомобильных топлив;
6.Низкий спрос на экологически чистое топливо, соответствующее евростандартам.
Предложения по улучшению качества бензина в Российской Федерации
1. Разработка федеральных законов, регламентирующих реализацию автомобильного бензина
В настоящее время АЗС зачастую покупают бензин не напрямую у нефтеперерабатывающих заводов, а у различных нефтебаз, нефтехранилищ. Те, в свою очередь тоже часто приобретают бензин у посредников. В итоге, бензин иногда проходит целую цепочку торговцев от НПЗ до АЗС. Каждое звено этой цепочки пытается немного «улучшить» бензин, добавляя в него антидетонационные и другие присадки, в результате чего на АЗС бензин реализуется под более дорогой маркой, нежели произведен, а количество присадок в нем превышает норму. Возможно, снова необходимо ввести лицензирование данного вида деятельности, отмененное в 2003 году.
2. Разработка реальных рычагов воздействия на продавцов, реализующих некачественное автомобильное топливо
Когда в стране действовало лицензирование торговли нефтепродуктами, при обнаружении факта продажи некачественного бензина действие лицензии приостанавливалось во время разбирательства на срок до трех месяцев. Разумеется, это было не выгодно продавцам.
В данный момент в Москве за торговлю некачественным бензином с юридического лица может взиматься штраф в размере до 300 тыс. рублей, тогда как ежедневный неучтенный доход одной АЗС может достигать нескольких тысяч долларов. Необходимо значительно увеличить штраф за подобные правонарушения.
3. Оснащение контролирующих органов необходимым оборудованием для оценки качества бензина
Во многих регионах контролирующие органы не оснащены в достаточной степени материальными ресурсами и необходимым оборудованием, и соответственно не способны оперативно произвести проверку качества топлива. Часто их задачи сводятся к контролю АЗС на соблюдение общих правил торговли.
Необходимо в соответствии с перечнем контролируемых показателей организовать и оснастить современным оборудованием стационарные и мобильные лаборатории оценке качества топлива.
4. Увеличение количества производимых проверок АЗС контроли-рующими органами
В настоящее время плановые проверки автозаправочных станций проводятся один раз в два квартала, а так же по жалобам владельцев автомобилей, что происходит довольно редко. Все остальное время между проверками АЗС практически бесконтрольны.
5. Разработка и широкое применение методов экспресс-контроля
Существует достаточное количество методов для проведения экспресс - контроля показателей качества бензинов. Тем не менее, многие из них не настолько точны, чтобы их можно было в полной мере применять. Например, портативные октанометры не всегда показывают действительное октановое число, так как подобные устройства не рассчитаны на анализ бензинов с антидетонационными присадками, а импортные более точные приборы стоят десятки тысяч долларов. Необходимы инвестиции в разработку отечественных точных приборов экспресс-анализа качества топлива.
Необходимо широкое внедрение экспресс-методов определения показателей качества автомобильных бензинов. Это позволит сократить трудоемкость проведения испытаний по сравнению с арбитражными методами на сложном и дорогом лабораторном оборудовании. На такое исследование будут поступать только образцы бензина, вызывающие подозрения в результате проведенного экспресс-анализа.
На основе методов и приборов экспресс-контроля возможно создание мобильных лабораторий на базе автомобилей, способных за смену объезжать и проводить контроль большого количества АЗС. Это решение позволит не только увеличить количество производимых проверок, но и разгрузить стационарные лаборатории.
Подобные мобильные лаборатории уже существуют у некоторых крупных нефтяных компаний для мониторинга собственных АЗС.
6. Введение акциза на прямогонные технические бензины
Введение акциза на прямогонные технические бензины должно снизить экономическую привлекательность нелегального приготовления высокооктанового бензина из прямогонного путем добавления в него антидетонационных присадок.
7. Продажа двух типов топлива одновременно: стандартного и с улучшенными экологическими свойствами
На данный момент лишь 33% автомобилей страны соответствуют нормам Евро-2 и 14% нормам Евро-3 и Евро-4. С каждым годом их количество будет только увеличиваться, так как с 2008 года в РФ запрещено производство автомобилей, не соответствующих нормам Евро-3. Так же растут продажи автомобилей иностранного производства, соответствующих более строгим требованиям ЕВРО-4,5.
Поэтому необходимо производить и продавать два типа бензина- стандартного и для двигателей, соответствующих более строгим европейским нормам.
По данным исследований ВЦИОМ, 55% автолюбителей согласны платить больше за качественный бензин, 37% не готовы, остальные затрудняются ответить.
Уже третий год на АЗС Лукойл и BP продается как обычный бензин, так и более качественный, с добавлением моющих и других присадок.
8. Совершенствование технологии нефтепереработки
Ряд НПЗ, обладающих устаревшим оборудованием, неспособны производить качественные бензины. Необходима модернизация оборудования и повышение качества производимого бензина.
9. Создание «горячей» линии по вопросам продажи некачественного топлива
Создание подобной «горячей линии» позволит оперативно реагировать на жалобы владельцев автотранспортных средств по фактам продажи некачественного топлива.
10. Доведение до потребителя достоверной информации о качестве и происхождении бензина
Надо обязать АЗС вывешивать в удобном для потребителя месте всю информацию о продаваемом топливе: марку и ГОСТ или ТУ, по которым произведен бензин, содержащиеся в топливе присадки, название и юридический адрес его производителя и поставщиков, а так же телефонные номера контролирующих органов.