Современные требования к качеству автомобильных бензинов

Хазиев А.А., к.т.н., доцент МАДИ

 

(СБОРНИК ТРУДОВ ПО МАТЕРИАЛАМ 66-ОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МАДИ (ГТУ)  -М.; МАДИ(ГТУ), 2008. С212-215)

 

В Российской Федерации автомобильный бензин выпускается в соответствии с 3 ГОСТами и свыше 40 ТУ.

По состоянию на 2007 г. в РФ выпускается около 110 марок автомобильных бензинов. Рассмотрим основные из них.

ГОСТ 2084-77 Бензины автомобильные. Технические условия введен с 1.01.1979 г., позволял производить этилированные и неэтилированные бензины марок А-76, Аи-91, Аи-93, Аи-95, а также неэтилированный бензин А-72 (октановое число по моторному методу 72), предусматривал при производстве два класса бензина - летний и зимний. В настоящее время на территории РФ требования этого стандарта распространяются только на бензин марки А-76 неэтилированный.

ГОСТ Р51105-97 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия разработан с учетом требований Европейского стандарта EN 228-1993 (ЕВРО-2).

Устанавливает требования по 13 показателям к четырем маркам бензинов: “Нормаль-80”, “Регуляр-92”, “Премиум-95”, “Супер-98”.

Введен с 1.01.99 г., допускает применять при производстве автомобильных бензинов кислородосодержащие компоненты, другие высокооктановые добавки, а также антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические показатели бензинов и допущенные к применению.

В зависимости от климатического района автомобильные бензины  подразделяются на 5 классов по испаряемости, что позволяет более индивидуально подходить к выбору бензина в зависимости от условий эксплуатации автомобилей.

В ГОСТ Р 51105–97 наряду с отечественными включены международные стандарты на методы испытаний (ISO, EN228, ASTM).

ГОСТ Р 51866-2002 Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия соответствует Европейской нормали EN-228-2004 (Евро-4), принятой Европейским комитетом по стандартизации 24.12.2003 г.

Установлены предельные концентрации оксигенатов (метанол, этанол-до 5%, изопропиловый и изобутиловый спирты, эфиры и др.), общая объемная доля которых не должна превышать 60%. Концентрация серы – не более 0,005% для вида 2, и не более 0,001% для вида 3.

В зависимости от климатического района автомобильные бензины  подразделяются по испаряемости на 10 классов.

В соответствии с  ГОСТ Р 51866-2002 выпускаются бензины Регуляр Евро-92, Премиум Евро-95 и Супер Евро-98. Объем производства менее 1%.

Для улучшения эксплуатационных качеств бензинов допускается использовать присадки, не оказывающие побочных вредных воздействий.

Без производства в стране топлив, соответствующих требованиям Евро 3 или Евро 4, невозможно ни увеличить срок смены моторных масел, ни обеспечить ресурс работы нейтрализаторов отработавших газов.

Наличие серы в топливе сводит все усилия организаций, работающих над созданием долгоработающих масел, на нет или приводит к неоправданно резкому удорожанию стоимости каждой тысячи км и ресурса работы моторного масла до его замены.

Бензол, не полностью сгорая в цилиндре двигателя, догорает на нейтрализаторе, раскаляя и преждевременно выводя его из строя с образованием онкологически опасных бензоперенов.

Таблица 1

Требования к автомобильным бензинам в соответствии

с ГОСТ в Российской Федерации

Показатели

ГОСТ 2084-77

ГОСТ Р51105-97 (EN228-87 Евро-2)

ГОСТ Р51866-2002 (EN-228-2004 Евро-4)

Содержание свинца, г/дм3 не более

0.013

0.01

0,005

Массовая доля серы, % не более

0,1

0,05

вид 1 -150 мг/кг вид 2 -50 мг/кг

вид 3 -10 мг/кг

Объемная доля бензола,%

не более

Не регла-ментируется

5

1

 

В настоящий момент на нефтеперерабатывающем рынке России происходит плавный переход к изготовлению топлив с повышенными стандартами качества.

Требования Европейских стандартов к качеству автомобильных бензинов из года в год возрастают в направлении  снижения токсичности отработавших газов (табл.2), что достигается снижением содержания в бензинах бензола, серы, ароматических и олефиновых углеводородов, обязательном введении в топливо моющих присадок и увеличением концентрации синтетических кислородсодержащих компонентов.

 

Таблица 2

Требования к автомобильным бензинам в странах ЕЭС

Показатели

Требования

Евро-2

1995 г.

Евро-3

2000 г.

Евро-4

2005 г.

Евро-5

2009 г.

Содержание бензола, не более,%

5,0

1,0

1,0

1,0

Содержание серы, %

0,05

0,015

0,005

0,001

Содержание ароматических углеводородов, %

-

42

35

35

Содержание олефиновых углеводородов, %

-

18

14

14

Содержание кислорода, %

-

2,3

2,7

2,7

Фракционный состав, %:

 

 

 

 

до 100 °С перегоняется, не менее

-

46

46

46

до 150 °С перегоняется, не менее

-

75

75

75

Давление насыщенных паров, кПа, не более

-

лето 70

зима 90

лето 70

зима 90

лето 70

зима 90

 

Повышение качества автомобильного бензина в настоящий момент решается за счет:

1. Отказа от применения в составе бензинов антидетонационных присадок на основе марганца и железа.

2. Снижения содержания в бензинах серы до 0,001%.

3. Снижения содержания в бензинах ароматических углеводородов до 35%, олефиновых углеводородов до 14%.

4. Нормирования содержания смол на месте потребления на уровне не более 5 мг/100 мл.

5. Дифференциация показателей качества по фракционному составу и давлению насыщенных паров на 10  классов.

6. Введение фирменной окраски производителями автомобильных бензинов для повышения эффективности борьбы с производителями суррогатного топлива.

7. Введения моющих присадок, не допускающих загрязнения  и осмоления деталей и систем двигателя.

Для улучшения эксплуатационных свойств в новые автомобильные бензины дополнительно вводится многофункциональный пакет присадок, способствующий улучшению моющих, антикоррозионных и других свойств.

Моющие присадки препятствуют прилипанию отложений к деталям двигателя и могут смыть до 75% старых отложений.

© madi-chim

Сделать бесплатный сайт с uCoz