Отбор пробы автомобильного топлива как условие установления реальной причины отказа двигателя
Хазиев А.А., к.т.н., доцент МАДИ,
руководитель испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ
Холондач С.А., инженер испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ
(СБОРНИК ТРУДОВ ПО МАТЕРИАЛАМ 70-ОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МАДИ (ГТУ) -М.; МАДИ, 2012. С203-207)
Продажи автомобилей в Российской Федерации из года в год неуклонно растут. Только в 2010 году было продано 1,9 млн. новых легковых автомобилей, что превышает прошлогодний результат на 30%. Заводы-изготовители устанавливают на новые автомобили гарантийные обязательства, которые достигают 5 лет.
Конструкция и качество сборки современных автомобилей обеспечивают их надёжную работу при соблюдении владельцем условий эксплуатации в течение всего заявленного срока службы.
Вместе с тем, имеется ряд факторов, которые приводят к отказам современных колёсных транспортных средств. Наиболее распространенный из них – применение при эксплуатации автомобилей некачественного топлива.
Опыт работы сервисных станций и результаты анализов Независимой испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ свидетельствуют, что на розничном рынке Москвы присутствует большая доля некачественных автомобильных топлив.
По официальным данным удельный вес топлив, не соответствующих требованиям нормативно-технической документации достигает в Московском регионе 30%.
Необходимость контроля качества топлива, залитого в топливный бак автомобиля, возникает в следующих случаях:
1.При отказе двигателя гарантийного автомобиля, когда для восстановления работоспособности колёсно-транспортного средства по гарантии сервисному центру необходимо убедиться в отсутствии нарушения владельцем автомобиля условий эксплуатации. Наряду с другими причинами, нарушением владельцем автомобиля условий эксплуатации является применение автомобильного топлива, не соответствующего действующей нормативно-технической документации.
В случае разногласий продавца автомобиля и его владельца о причинах возникновения отказа двигателя автомобиля продавец (сервисный центр) обязан провести экспертизу качества автомобильного топлива за свой счет [ст.18, 1].
Если в результате лабораторного испытания автомобильного топлива будет установлено, что отказ силового агрегата автомобиля возник из-за применения некачественного топлива, владелец автомобиля будет обязан возместить сервисному центру расходы на проведение экспертизы.
2.При отказе двигателя автомобиля, не находящегося на гарантии, возможной причиной которого является применение некачественного топлива.
В обоих случаях возникает необходимость отбора топлива из системы питания автомобиля. Причём, в первом случае, инициатором отбора пробы выступает дилерский центр, а во втором – сам владелец колёсно-транспортного средства.
Требования к отбору автомобильных топлив описаны в двух действующих стандартах: ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб» и ГОСТ Р 52659-2006 «Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб». Они устанавливают методы отбора проб нефтепродуктов из резервуаров, подземных хранилищ, цистерн, трубопроводов, бочек и т.д. Процедуру отбора проб топлива из баков автомобиля эти нормативные документы не описывают. Поэтому попытаемся восполнить этот пробел.
При отборе пробы автомобильного топлива из топливного бака автомобиля необходимо придерживаться следующего порядка:
1. Выбор и подготовка емкостей для отбора топлива
Для автомобильного бензина необходимо использовать стеклянные бутылки с завинчивающимися пластмассовыми крышками. Использование резиновых пробок не допускается.
Пластиковые бутылки, изготовленные из материала, не взаимодействующего с пробой отбираемого топлива, могут быть использованы для отбора проб и хранения дизельного топлива. Бутылки этого типа не следует использовать под бензин.
Бутылки под пробы должны быть чистыми и не содержать воду, грязь, моющие средства, растворители и т.д. При необходимости перед использованием бутылки промывают подходящим растворителем. После этого их моют концентрированным мыльным раствором, тщательно промывают водопроводной, а затем и дистиллированной водой. Сушат бутылки, пропуская через них чистый тёплый воздух, либо в чистом, не содержащем пыли сушильном шкафу при температуре не ниже 40ºС. После высыхания бутылки немедленно закрывают крышками.
Для отбора пробы автомобильного топлива необходимо подготовить бутылки общим объемом 6 л.
2. Подготовка оборудования для отбора топлива
Оборудование для отбора проб (шланги, воронки и др.) должно быть чистым и сухим.
3. Процедура отбора топлива
Отбор пробы топлива осуществляют не задействуя штатную систему фильтрации автомобиля. Шланг для отбора пробы автомобильного топлива опускают по возможности до дна топливного бака, затем создают в шланге разряжение и самотёком отбирают пробу. Топливо в топливном баке перед отбором пробы должно быть перемешано.
Пробу нефтепродукта отбирают в бутылки, заполняя их топливом не более чем на 90%. Свободное пространство в бутылках необходимо для температурного расширения топлива.
4. Упаковка и маркировка пробы топлива
Бутылки с пробами топлива должны быть герметично закупорены винтовыми крышками с прокладками, не растворяющимися в нефтепродукте.
Горловину закупоренной бутылки обвертывают полиэтиленовой пленкой и обвязывают бечёвкой. Концы бечевки продевают в отверстие в этикетке (рисунок 1); этикетку приклеивают к бутылке. Концы бечёвки пломбируют.
Проба №1 Количество отобранных проб – 3 (три) Отбор автомобильного бензина осуществлён 17.07.11 г. из топливного бака автомобиля Пежо-407, VIN VF36D6FZM21043259, регистрационный номер Х 550 ОН 199 Присутствовали: Владелец _______________ Смирнов И. П. Инженер-технолог _______________ Кузьмин А. Н. Инженер по гарантии _______________ Яцков Р. К. |
Рисунок 1. Пример заполнения этикетки пробы топлива
По окончании процедуры отбора топлива составляется соответствующий акт отбора пробы топлива (рисунок 2).
5. Хранение проб топлива
Отобранная в несколько бутылок проба топлива делится на три возможно равные части.
Одна часть пробы предназначена для передачи в Испытательную лабораторию и последующего анализа, вторая передается владельцу автомобиля, третья хранится на случай разногласий в оценке качества топлива в дилерском центре.
Пробы топлива должны быть защищены при хранении от воздействия окружающей среды, света, нагрева или других вредных факторов. Максимальный срок хранения пробы топлива – 3 месяца.
Соблюдение описанных приемов по отбору пробы топлива позволит:
- обеспечить сохранность и репрезентативность первоначальных свойств топлива, отобранного из бака автомобиля;
- провести лабораторный анализ автомобильного топлива и установить его количественные показатели;
- установить объективную причину выхода из строя двигателя автомобиля;
- решить вопрос: за счет чьих средств будет устраняться неисправность силового агрегата.
Литература
1.Закон о защите прав потребителей.
АКТ
отбора пробы топлива
«17» июля 2011 г. Время 10 ч. 10мин.
Место отбора: ЗАО «Лионъ» г. Москва, ул. Новохохловская, д. 11, стр. 2
Марка, модель | Пежо-407 |
Тип | Седан |
Гос. номер | Х 550 ОН 199 |
Идентификационный номер (VIN) | VF36D6FZM21043259 |
Дата выпуска | 2004 |
Тип двигателя | PSA6FZ10LT18 |
Двигатель № | 1076572 |
Шасси № | - |
Кузов № | VF36D6FZM21043259 |
Цвет | Фиолетовый |
Свидетельство о регистрации | 77 ТА 124826 |
ПТС |
|
Пробег км. | 46250 |
Владелец | Смирнов Иван Петрович |
Адрес | Москва, ул. Пятницкая, д.17, кв.56 |
Доверенное лицо | - |
Адрес | - |
Условия забора проб:
1. Проба топлива отобрана из топливного бака с помощью чистого сухого шланга |
2. Проба отобрана в 3 (три) чистые сухие стеклянные бутылки объёмом 2 л каждая |
3. Бутылки заполнены на 90%, плотно закупорены винтовыми крышками и опечатаны бумажными этикетками и скотчем. На этикетке указан номер пробы, идентификационные данные транспортного средства и имеются подписи лиц, присутствующих при отборе пробы и печать ЗАО «Лионъ» |
4. Заявленная владельцем марка топлива – Аи-95 |
5. Характеристики топлива – в пробе обнаружена посторонняя жидкость и взвешенные примеси |
6. Отбор топлива произведен в зоне технического обслуживания и ремонта ЗАО «Лионъ» |
7. Собственник транспортного средства не возражает против проведения исследования образца топлива в независимой испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ |
8. Одна проба отобранного топлива передана владельцу, вторая передана в Испытательную лабораторию МАДИ-ХИМ, третья передана на хранение в ЗАО «Лионъ» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При осмотре установлено: цвет, номер кузова, номер двигателя, и государственный номер регистрации соответствуют данным в техническом паспорте ТС
Всем заинтересованным лицам разъяснено, что отбор проб топлива производится для определения его качественных показателей и соответствия ГОСТу.
При отборе проб присутствовали:
Владелец автомобиля Смирнов И. П.
Инженер-технолог Кузьмин А. Н.
Инженер по гарантии Яцков Р. К.
Рисунок 2. Пример заполнения акта отбора топлива